Скрипки славян

Несмотря на кажущуюся известность скрипки в музыкальных кругах Италии, большой популярностью она не пользовалась. Итальянские скрипичные мастера работали в основном на экспорт.

Получается парадокс — на родине скрипки, естественным ходом подготовившей ее появление, инструмент признания не получает, а в других странах, где также существуют свои музыкальные традиции, скрипка пользуется популярностью.

Этот факт рождает мысль, что Италия не была родиной скрипки, она отвергала чуждый ей инструмент. Но при этом изготовление скрипок было очень прибыльным делом, об этом говорит факт небывалого роста скрипичных школ не только на севере Италии, но и по всей стране.

Искусствоведы рассматривают вопрос об истоках скрипки и со стороны славянских стран. Многие факты указывают на раннее развитие смычковых инструментов в Польше, России и Украине.

Об этом свидетельствуют и иконографический материал, и археологические раскопки.

Так в Ополе и Гданьске были обнаружены струнно-смычковые инструменты, относящиеся еще к XI-XIII векам: двухструнный инструмент, похожий на пошетте (карманную скрипку), и пятиструнный, почти вдвое больший по размеру; они были сделаны из липы, дерева, используемого для изготовления посуды.

К древним польским смычковым инструментам относятся трехструнные геньсле и мазанки, корпус которой выдалбливался из целого куска дерева.

Название "мазанка" (mazanka) произошло от древнего польского слова "мазаня" — что значит тянуть смычком по струнам. Древние мазанки имели грушевидный долбленный корпус небольших размеров, колковую коробку и гриф без ладов. Настраивались они по квинтам и имели строй выше современных скрипок. Впервые мазанки начали изготавливать в начале XV века, что сближает их с русскими народными инструментами скоморохов, известные нам, в частности, по фреске церкви в Мелетове и раскопкам в Новгороде.

К другому типу древних славянских смычковых инструментов принадлежали трех- и четырехструнные геньсле (Польша) и "смык" (Россия). По размерам они были больше мазанки, с овальным корпусом, без ладов и также удерживались исполнителем на плече.

Все эти инструменты имеют и общие черты — квинтовый строй и отсутствие ладов на грифе.

К концу XV века в Польше был известен и популярен народный инструмент скрипица.

У него было три или четыре струны. Подобное название появляется в России в начале XVI века (до этого предок скрипки здесь назывался скрипель).

Л.Гинзбург предполагает, "что новое имя было дано уже не старому, а профессиональному инструменту, использующемуся в городском музицировании".

Можно предположить, что именно скрипица и была предшественницей итальянской скрипки. Первые изображения инструмента, аналогично классической скрипке, можно найти в Польше, например, в Кракове — это надгробие Ф. Ягеллона (1510 г.), и в Гданьске — фронт одного из домов древнего центра города, построенного в 1505 году.

Надгробие Ф. Ягеллона оформлял Вит Ствош, получивший заказ, по обычаю того времени, еще при жизни короля. На стенах саркофага, по обычаю, изображены плакальщики из разных сословий. Интересная деталь: для оформления часовни, где был установлен саркофаг Ягеллон пригласил псковских живописцев. Росписи русских мастеров, созданные в лучших византийских традициях, производят необыкновенное впечатление: редкостная смесь восточного и западного живописного искусства здесь просто ошеломляет.

Совершенно очевидно, что скрипка появилась в Польше намного раньше этих изображений.

В начале 16 века, когда королевой Польши стала итальянская княжна Бона Сфорца (1518), наметились тесные культурные связи Польши с Италией. Особенно это коснулось юга Польши и севера Италии. Можно даже предположить, что именно Польша оказала влияние на итальянских мастеров в деле производства скрипок.

Итальянизация "польской скрипки" заметно модифицировала внешний вид инструмента и его звучание. И это можно считать закономерным, так как любой скрипичный мастер, будь то поляк или итальянец, стремился приблизить звучание скрипки к человеческому голосу, а вокальная школа Италии в рекламе не нуждается.

Если принять эту гипотезу, что в Италию скрипка попала из Польши, то становится понятен расцвет скрипичного мастерства именно на севере Италии, а не где-нибудь на юге.

Именно итальянские скрипки получили мировое признание как совершеннейшие музыкальные инструменты благодаря общей музыкальной, особенно вокальной, культуре страны. И не вина польских скрипичных мастеров, что итальянцы, подхватив эстафету эволюционного развития инструмента, превзошли их, опередив на столетия.

Источник – статьи Сергея Муратова "Скрипка: вопросы истории и происхождения"