Tri yann

Tri Yann (Три Ян) — французская фолк-группа, играющая бретонскую музыку. Создана в 1971 году в городе Нанте тремя молодыми людьми, которых звали Жанами (Jean) — по-бретонски Yann. Первоначальное название группы, Tri Yann an Naoned, означает «Три Яна из Нанта».

Все началось в 1970. Фолк набирал обороты, готовясь выйти на мировую сцену. Жан-Луи Жосси (Jean-Louis Jossik) проходил военную службу в Нанси, являлся активистом бретонского движения, играл на бомбарде и увлекался театром. Именно во время спектакля он познакосился с Жаном Шоку (Jean Chocun) и Жаном-Полем Корбино (Jean-Paul Corbineau). Молодые люди подружилисть и решили создать трио, чтобы играть на фест-ноз проходивших в области Нанта, где они и познакомились. Один их приятель, увидев трех Жанов играющих вместе, прозвал их Tri Yann an Naoned, что в переводе с бретонского значит "Три Жанна из Нанта". Имя тут же приклеилось к группе. Они приглашают Бернара Бодрие (Bernard Baudrier) в качестве басиста и записывают свой первый альбом Les prisons de Nantes, который вышел тиражом всего в 1 000 экземпляров. Тем не менее, о группе заговорили.

На дворе стоял 1972 — переломный год в истории фолк-музыки. Стивелл берет штурмом Париж, бретонские группы входят в моду. Tri Yann познают успех. На парижском стадионе "Олимпия" в рамках проекта Musicorama собираются исполнители, диски которых выпущены на лейбле Kelenn. К концу выступления Tri Yann зрители встают со своих мест и начинают танцевать. Затем, снова на стадионе "Олимпия", группа, стоящая теперь первым номером в афише, целую неделю принимает участие в представлении Keltia 73.

Летом артисты, выпущенные на лейбле Kelenn, 40 дней гастролируют с программой Special Bretagne. Десятки тысяч зрителей открывают для себя Tri Yann и возвращаются из отпусков, привозя домой их диски. Группа становится популярной... В 1976 альбом Decouverte et l`ignorance приносит им известность за пределами Франции. Начинается долгий период выступлений и гастролей во время которого, музыканты давали около ста двадцати концертов в год.

В Париже в некоторой степени прошла мода на бретонскую музыку. Но, как ни странно, Tri Yann продолжают успешно гастролировать по всей Франции. На альбоме Suite Gallaise; группа пропагандирует музыку своей Родины, Верхней Бретани, и песни на языке галло, мало известном общественности в то время.

Четвертый альбом, La decouverte ou lignorance("Открытие или невежество"), вышел в 1976 году, а в 1979-м стал золотым. Этот альбом обозначил поворот в творчестве группы, которая стала теперь играть как на древних кельтских, так и на современных, даже электрических инструментах. На концертах это изменение стиля сопровождалось появлением ударника, сначала это был Жером Гасми, а в 1977 году его сменил Жерар Горон.

Группа теперь регулярно гастролирует по Германии, Бельгии и Швейцарии. Выходит пятый альбом, Urba (видимо, от корня urban — "городской", "урбанизированный"), подтверждающий способность Tri Yann выходить за рамки фолк-музыки. На альбоме есть песня Le soleil est noir ("Черное солнце"), посвященная печально известной истории с танкером Amoco Cadiz, разбившимся у берегов Бретани и загрязнившим море тоннами нефти.

В 80-х следует спад интереса к фолку, однако поклонники группы не перестают посещать ее концерты. Группа дает концерт в СССР по случаю объявления Нанта и Тбилиси городами-побратимами. В 1988 году Tri Yann выпускают двойной альбом и одноименную фолк-рок-оперу Le vaisseau de Pierre ("Каменный корабль"), фантастическую историю, в которой видно влияние комиксов Кристена и Энки Билаля. На сцене во время представления находится 150 огромных марионеток, а также управляющие ими люди, бретонский ансамбль-багад, африканская балетная группа — в общей сложности на сцене находится 80 человек!

В 90-х к Tri Yann, возвращается широкая популяность. Сегодня они играют всемером и являются, пожалуй, наиболее популярной группой Верхней Бретани и области галло. Когда музыкантов просят определить свой стиль, они говорят: "Мы играем фолк-рок-кельто-средневековую музыку. Сегодня быть бретонцем, это не значит неизбежно быть активистом движения. Это подразумевает например, находить бретонскую музыку прекрасной, и слушать ее, как слушаешь многое другое...".