Блокфлейта

Блокфлейта — это деревянный духовой инструмент из семейства свистковых духовых инструментов. К этому-же семейству относятся свирель и окарина. Флейта отличается от них наличием семи пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной — октавного клапана.

Звук в блокфлейте формируется в клювовидном мундштуке, находящемся на торце инструмента. В мундштуке находится деревянная пробка, которая и называется block. Она прикрывает отверстие для вдувания воздуха, оставляя лишь узкую щель.

По-немецки блокфлейта называется «Blockflöte» («флейта с блоком»), по-французски — «flûte à bec» («флейта с мундштуком»), по-итальянски — «flauto dolce» («нежная флейта»), по-английски — «recorder» (от record — «учить наизусть, разучивать»).

Блокфлейты делятся по высоте звучания на 5 видов. Сопранино, самая высокая флейта в строе Фа. Это значит, что самый низкий звук, который можно на ней извлечь — это звук Фа. Далее идет сопрано, наиболее распространенный инструмент, наряду с альтом. Сопрано имеет строй До. Следующим инструментом в ряду блокфлейт идет альт. Эта блокфлейта в строе Фа, и звучит на квинту ниже сопрано и на октаву ниже сапранино. Две последние блокфлейты, это тенор и бас. Тенор звучит на октаву ниже сопрано и имеет строй До, а бас на октаву ниже альта в строе Фа.

История

Древнейший из доживших до наших времён инструментов – "дордрехтский рекордер" датируется примерно серединой 13-го века. Нужно сказать, что, судя по восстановленным инструментам, средневековая блокфлейта обладала приятным и одновременно звонким звучанием. Диапазон её был невелик, причём он уменьшался с увеличением размера инструмента. Так у альта он не превышал 9-ти полутонов. Правда, некоторым мастерам удавалось расширить диапазон инструмента до двух октав.

В 15-м веке блокфлейта приобрела вид, который известен нам как "блокфлейта эпохи возрождения". Её образцы дошли до наших дней в большом количестве. Эти инструменты имели диапазон в октаву с секстой, сохраняя в нём в полном объёме богатые тембральные и динамические характеристики. Они были идеально приспособлены для исполнения полифонической музыки 15-17 веков.

В конце 17-го века рекордер был полностью модифицирован под задачи сольного инструмента. Теперь он стал состоять не из двух, а из трёх частей, и его диапазон увеличился до двух октав, а в пределе до двух октав с квинтой. Звучание стало более интенсивным и вибрирующим, что позволяло инструменту быть более мощным и выразительным. Многие образцы таких блокфлейт сохранились и по сей день в прекрасном рабочем состоянии. Эти рекордеры эпохи барокко хороши для исполнения камерной музыки и даже концертов. В этом виде блокфлейта в качестве профессионального инструмента просуществовала до конца 18-го века, а как любительский инструмент и до начала 19-го, пока не была вытеснена поперечной флейтой.

Возрождение рекордера случилось в конце 19-го века на волне музейного бума, когда у общественности возник интерес к античным инструментам и к музыке добаховского периода.В этой ситуации возникли условия для возвращения популярности блокфлейты. Считается, что первый современный рекордер был изготовлен в 1919 году Арнольдом Долметчем, который взял за основу имевшийся у него оригинал 18-го века. Следует сказать, что возрождение интереса к блокфлейте в начале 20-го века, её популярность среди музыкантов-любителей и дальнейшее массовое производство в Германии и Англии для целей школьного образования имело в своей основе две идеологии: барочную и ренессансную. Правда, ни один из конкретных исторических инструментов не послужил прототипом для промышленных образцов.